|
Воспоминания о Викторе Платоновиче Некрасове
Андрей Битов
Битов Андрей Георгиевич (род. 27 мая 1937, Ленинград — 3 декабря 2018, Москва) — писатель. Один из основателей постмодернизма в русской литературе.
Писать начал в 1956 году.
В 1957 году поступил в Ленинградский горный институт, где участвовал в работе литобъединения под руководством Глеба Семёнова.
В 1957—1958 гг. служил в стройбате на Севере. В 1958 году восстановился в институте, окончил геологоразведочный факультет в 1962 году.
С 1960 по 1978 год вышли в печать около десяти книг прозы. C 1965 года член Союза писателей.
В 1978 году в США опубликован роман «Пушкинский дом». В 1979 году он — один из создателей бесцензурного альманаха «Метрополь». Его перестали печатать до 1986 года.
В 1988 году участвовал в создании российского Пен-клуба, с 1991 года — его президент. В 1991 году был одним из создателей неформального объединения «БаГаЖъ» (Битов, Ахмадулина, Алешковский, Жванецкий).
Библиография:
1960 — три рассказа в альманахе «Молодой Ленинград»;
1963 — «Большой шар»;
1965 — «Такое долгое детство»;
1967 — «Дачная местность»;
1967—1969 — «Уроки Армении»;
1968 — «Аптекарский остров», «Путешествие к другу детства»;
1972 — «Образ жизни»;
1976 — «Семь путешествий», «Дни человека»;
1978 — «Пушкинский дом»;
1980 — «Воскресный день»;
1985 — «Грузинский альбом»;
1986 — «Статьи из романа», «Книга путешествий»;
1988 — «Человек в пейзаже», «Последняя повесть»;
1989 — «Повести и рассказы», «Пушкинский дом»;
1990 — «Улетающий Монахов»;
1991 — «Мы проснулись в незнакомой стране», «Жизнь в ветреную погоду», С/С в трех томах;
1993 — «Ожидание обезьян», «Вычитание зайца»;
1995 — «Оглашенные»;
1996 — «Первая книга автора», «Империя в четырёх измерениях»;
1997 — «Новый Гулливер», «В четверг после дождя», «Записки новичка»;
1998 — «Обоснованная ревность», «Неизбежность ненаписанного», «Дерево»;
1999 — «Похороны Доктора»;
2008 — «Преподаватель симметрии».
Киносценарии:
1977 — «В четверг и больше никогда».
Награды:
1987 — Орден «Знак Почёта»;
1989 — Пушкинская премия фонда А. Тепфера (Германия);
1990 — Премия за лучшую иностранную книгу года (Франция), за роман «Пушкинский дом» и премия Андрея Белого (Санкт-Петербург);
1992 — Государственная премия Российской Федерации за роман «Улетающий Монахов»;
1993 — Орден «За заслуги в искусстве и литературе» (Франция);
1997 — Государственная премия Российской Федерации и премия «Северная Пальмира» за роман «Оглашенные»;
1999 — Царскосельская художественная премия; медаль Мовсеса Хоренаци (Армения);
2015 — лауреат Платоновской премии;
Лауреат премий журналов «Дружба народов», «Новый мир», «Иностранная литература», «Звезда», «Огонёк» и др.;
С 1997 года — Почётный доктор Ереванского государственного университета и Почётный гражданин города Еревана;
Почётный член Российской академии художеств.
Сайт «Андрей Битов»
О Некрасове
| | Обложка журнала «Story», 2015, № 5 | «Мой друг Вика», стр. 37 |
Я встречал Некрасова в 1968 году в Ялте, в Доме творчества. Он очень независимо держался. Старался ни с кем не соприкоснуться. И за плечом всегда мама. Я даже не знаю её классовой принадлежности — из актрис, наверное, с такой «бывшей» наружностью, пиковая дама. Но маму на пляж не выведешь — она была древней.
И Некрасов ни с кем не пляжился, где-то скрывался. Однажды я встал очень рано и увидел его одного на берегу, когда утренние тени ещё контрастны. Против солнца, обнажённым, только один силуэт. Это был силуэт юноши. Меня это поразило. Внешность мужчин не бывает обманчива. И если что-то в ней тебя поражает, то это значит удалось пронести через жизнь то, что дал Господь. Бывает лагерная мужская красота, или такая, как у Шукшина, или как у Окуджавы.
Я как-то на блошином рынке в Европах покупал цацки у человека насыщенной мужской красоты.
Он первым меня спросил: ты с какого года? А я про него в это время думал: ровесник мой, а не потерял выправки. Потому что жизнь — та же война. Так вот Некрасов эту войну вынес и мужской стойки не утратил. А потом, в Париже, я был с Булатом, он позвал Виктора, и мы на бульваре кофе пили, а я сравнивал их лица. И видел время, сохранённое в чертах мужской красоты.
|
|